Свобода и ответственность

作者: (機械翻訳された Pyccĸий)
  
The Liberty Bell, with its inscription: "Proclaim Liberty Throughout All the Land Unto All the Inhabitants thereof."

(Это взято из выступления преподобного В.Е. Ортвейна на капелле в колледже Брин Атин, состоявшейся 16 сентября 2002 года. 1 )

"Провозгласите свободу по всей земле всем жителям ее". (Левит 25:10)

Этот стих из книги Левит начертан на Колоколе Свободы. Это очень уместно, поскольку, как говорит Господь в Евангелии от Иоанна, именно Его Слово делает людей свободными.

Он не просто сказал "истина сделает вас свободными", но именно это:

"Если пребудете в Слове Моем, то познаете истину, и истина сделает вас свободными". (Иоан 8:31-32)

Поскольку Господь создал нас свободными, стремление к свободе заложено в человеческой природе. Само слово "человек" подразумевает "свободный". Две способности, которые делают нас людьми, - это свобода и рациональность.

Вот почему свобода - это право. Это слово, "право", сегодня используется очень свободно; люди говорят, что у них есть право на всевозможные вещи - образование, работу, медицинское обслуживание - но право быть свободным является существенным и абсолютным правом, потому что оно вытекает из того, чем мы являемся на самом деле, по замыслу, по Божественному указу.

Вот почему в Декларации независимости это право названо "неотъемлемым", правом, которым люди "наделены их Создателем". Это право не даровано каким-либо правительством или человеческим агентством, оно исходит от Бога.

Аналогично, Конституция Соединенных Штатов не является документом, определяющим права, предоставленные народу правительством; как раз наоборот. Она описывает полномочия, предоставленные правительству народом, и устанавливает строгие ограничения на эти полномочия, чтобы правительство не посягало на свободу народа¹.

Эти документы - Декларация независимости и Конституция, - из которых выросла американская форма правления и на которых она зиждется, являются отголосками древнего левитского провозглашения свободы.

В учениях Новой Церкви свобода и рациональность неразрывно связаны. Нам дана свобода, потому что наше соединение с Господом по любви должно быть взаимным; любовь может быть дана и принята только свободно. И ради свободы нам дана рациональность.

Что значит быть свободным без понимания?

Писания дают нам новые и весьма глубокие определения понятий "рациональность" и "свобода". Рациональность определяется как способность понимать, что хорошо и истинно. (Божественной Любви и Мудрости 240) Это не холодная логика, не использование разума в отрыве от любви и религиозной веры, но способность постигать духовные принципы и применять их в естественной жизни. Это "способность принимать духовный свет". (Божественной Любви и Мудрости 247) Поэтому она тесно связана с "совестью". Человек без совести может рассуждать очень умно, но не будет "рациональным", как это слово используется в Писаниях.

Очень похожая концепция рациональности преобладала у основателей Соединенных Штатов. Они ценили разум и с подозрением относились к догмам и суевериям установленных церквей, но из многих их высказываний ясно, что Вашингтон, Адамс, Джефферсон, Франклин и другие основатели не воспринимали разум как интеллектуальную деятельность, не связанную с признанием Бога и Его Слова. Напротив, в их представлении добродетель и религиозное чувство рассматривались как неотъемлемые элементы разумного.

Свобода" определяется в "Письмах" как способность делать - не то, что вам хочется делать в данный момент, - а делать то, что истинно и хорошо. (Божественной Любви и Мудрости 240)

И опять же, идеал свободы, который преобладал у авторов американской формы правления, был схожим. Гражданская свобода, которую они стремились установить, предназначалась не только для материального комфорта и удовольствия людей, но и для того, чтобы они могли свободно совершенствоваться духовно и становиться более истинно человечными.

Как бы вы ни говорили, что свобода может существовать только вместе с рациональностью или вместе с порядком, это одно и то же. Использование разума заключается в том, чтобы определить, что является упорядоченным - в высшем смысле, что согласуется с порядком небес - и привнести этот порядок в нашу жизнь.

Подлинный порядок проистекает из духовной любви. Истинный порядок в человеческой жизни не приходит по внешнему принуждению, но естественно растет в обществе, когда любовь людей управляется Словом.

Когда нет порядка изнутри, когда люди свободно и рационально управляют своей жизнью и сдерживают свои низменные аппетиты и порывы, тогда начинается ад, и ради своего выживания общество вынуждено устанавливать порядок, навязанный извне, силой.

Дело в том, что лицензия - это не свобода; лицензия разрушает свободу. Мы должны научиться различать эти два понятия. Свобода без ответственности не может существовать. Недостаточно заявить о своих правах, мы должны нести ответственность, которая делает эти права возможными. "Если пребудете в Моем Слове, то будете свободны". (Иоан 8:32)

Ответственность означает ответственность перед Богом и нашими ближними. Любовь к Господу и любовь к ближнему - эти две великие заповеди Слова Божьего - определяют суть нашей ответственности, и их соблюдение является ключом к сохранению прав, которые мы так высоко ценим.

Все начинается с того, что мы избегаем зла как греха. Это первое использование разума: получить свет истины и в этом свете разглядеть пороки внутри себя, чтобы обуздать и устранить их. И это первое использование свободы: заставлять себя следовать истине.

вместо наших собственных естественных желаний.

Это знакомое нам учение Новой Церкви о том, что мы несем личную ответственность за отказ от зла как греха, делает эту религию идеально подходящей для свободного общества - так же как и учения о пользе, благотворительности, свободе и рациональности, и другие.

Подлинная свобода может существовать только при наличии подлинной рациональности - то есть там, где есть понимание духовной истины и принятие тех принципов и добродетелей, которые определяют порядок небес. Другими словами, подлинная свобода не может существовать без признания Бога и готовности жить по Его Слову.

Это относится как к свободе отдельного человека, так и к гражданской свободе нации. Основатели Соединенных Штатов очень четко понимали, что создаваемое ими правительство предполагает наличие добродетельных граждан. Они прямо заявили об этом. Правительство народа будет работать только в том случае, если народ будет добродетельным.

Поскольку они осознавали, насколько порочна человеческая природа, в их трудах можно обнаружить нотки скептицизма в отношении того, что создаваемое ими правительство будет существовать. С другой стороны, поскольку они доверяли провидению, они также надеялись на это.

Само слово "добродетель" в наши дни звучит старомодно. Сейчас нам удобнее говорить о "ценностях" - гораздо более податливом, менее требовательном понятии. Для наших искушенных ушей сами названия традиционных человеческих добродетелей звучат причудливо, если не сказать банально. Благочестие. Смирение. Мужество. Целомудрие. Честность. Патриотизм. Терпение. Промышленность. Бережливость. Самостоятельность, а также готовность сотрудничать с другими на благо всего общества.

Но если мы хотим оставаться свободными, такие добродетели необходимы. Небесные идеалы не спускаются на землю легко и бесконфликтно. Их осуществление не будет совершенным, потому что люди не совершенны, и этот мир не совершенен.

Учитывая это, трещина в Колоколе Свободы, кажется, только делает его еще лучшим символом американской свободы. Америка находится в процессе развития. Она всегда была и всегда будет такой. Ее великие идеалы могут быть реализованы лишь несовершенно, но стремление страны к их более совершенному воплощению никогда не прекращается.

Пусть так будет и с каждым из нас. Кто из нас может сказать, что полностью соответствует идеалам, которые мы исповедуем? Но мы должны продолжать пытаться. И в этом далеко не идеальном мире американский эксперимент по созданию свободного правительства по-прежнему сияет как маяк для всего мира.

Обычно говорят, что "мир начинается с меня". Или "благотворительность начинается с меня". То же самое можно сказать и о свободе. Мы обязаны исследовать себя и стремиться быть достойными гражданской свободы, которой мы наслаждаемся. (См. Истинная Христианская Религия 414.)

Господь сказал, что мы не должны прятать свой свет под кустом, но пусть он светит так, чтобы другие могли его видеть. Это относится и к свету свободы. И к звуку свободы. Если мы ценим ее, понимаем ее природу и стараемся сделать себя достойными пользоваться ею, тогда повеление Господа будет исполнено, и радостный звук свободы будет звучать все громче по всей земле, для всех ее жителей.

脚注:

1. Примечание редактора NCBS: Эта беседа была проведена через год после террористических атак 9/11/2001. Это выступление ориентировано на Америку, но рассуждения автора об идеалах американских основателей и американском эксперименте применимы в более широком смысле - к более универсальным человеческим потребностям в свободе и ответственности.