Bible

 

Даниил 1

Studie

1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришелНавуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.

2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и частьсосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего,и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.

3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел

4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, котороесам пил, и велел воспитывать их три года, по истечениикоторых они должны были предстать пред царя.

6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

7 И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, АнаниюСедрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов;

10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновноюперед царем.

11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:

12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;

13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.

14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.

15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и теломони были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.

16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.

17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.

18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору.

19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.

20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его.

21 И был там Даниил до первого года царя Кира.

Komentář

 

Дэниел отказывается от королевской еды

Napsal(a) Andy Dibb (strojově přeloženo do Pyccĸий)

В книге Даниила много запоминающихся историй в буквальном тексте, а также запоминающихся духовных историй, происходящих во внутреннем смысле.

Первая глава посвящена истории из жизни Даниила - своего рода анекдоту, в котором он и его друзья, ныне пленные в Вавилоне, отказываются от еды, которую им предлагают со стола царя.

Однако перед началом этого анекдота есть некоторая подоплека: царство Иудеи было завоевано Вавилонской империей. Многие иудеи были взяты в плен и привезены в Вавилон.

Глава начинается со слов "на третьем курсе". Даже беглое изучение Слова показывает, что многие последовательности начинаются с установки времени, во время которого происходит действие. Время в Слове всегда указывает на духовное состояние (AC 4901). Когда в Слове упоминаются блоки времени, дни, недели, месяцы, годы, они указывают на государства, через которые проходят люди. Каждый термин обозначает разное состояние. Для того, чтобы отличить их дальше, часто прикрепляются числа для определения состояния. Во фразе "в третий год" число "три" содержит идею полноты, конца и нового начала, а также содержит в себе дополнительные измерения суждения о прошлом.

Итак, история начинается с конца одного состояния, и с начала следующего. Окончательное государство, представленное царем Иудеи Иоакимом, уступает место второму государству: Навуходоносорский царь Вавилонский. История Иохоакима, во время правления которого Даниил был схвачен, описывает последние муки ухудшающегося духовного состояния.

На третьем году своего правления, Джехояким перестал отдавать дань уважения Вавилону. Навуходоносор не сразу вторгся в Иуду, предпочитая дать другим завоеванным государствам, Сирии, Моабу и Аммону, задачу по преследованию Иеговы с намерением уменьшить его до подчинения. Когда это не сработало, он напал, насильственно сократив город до подчинения. Во время восстания Иохоакима Навуходоносор взял в заложники Вавилон, включая Даниила.

Навуходоносор, царь Вавилонский, олицетворял собой вавилонскую фальсификацию Слова и уничтожение в нем всякой истины (AR 47:4 ).

В конце первого стиха Навуходоносор приходит в Иерусалим и осаждает его. Это содержит два элемента: первый - Иерусалим; второй - его отношение к городу. Иерусалим был центром поклонения в Иудее, хотя во времена Иоакима храм был осквернен. Во-вторых, в древности осада города не обязательно означала его разрушение, и в то время, когда Даниила взяли в плен, город не был разрушен. Но осада была длительным и катастрофическим событием, ослабляющим городское волокно. Осада прекрасно иллюстрирует ситуацию духовных вещей церкви с человеком, представленным Иерусалимом, когда они ослаблены ложными мыслями и эгоизмом, изображенными сначала Иоакимом, а затем Навуходоносором. Эгоизм, привлеченный любовью к фальшивости, получивший свободную руку из-за отсутствия интереса к Слову, осаждает разум до тех пор, пока узы сознания не расслабятся и эгоизм не победит.

Это создает естественную и духовную среду, в которой происходит история. Исторический Даниил жил в Вавилоне; он работал на царей, управляя их царством. Духовные значения выходят за пределы этого внешнего, хотя они прекрасно соответствуют деталям буквального рассказа.

Передача Навуходоносором сосудов из дома Божьего в дом своего бога подчеркивает и иллюстрирует значение "третьего года" в первом стихе. "Третий год" означает конец одного этапа и начало следующего. Осквернение храма наглядно демонстрирует это, ибо храм, который должен был стать центром поклонения Иудеи, должен был быть защищен любой ценой. На самом деле, храм уже был осквернен грехами Иоанна Крестителя, которые были настолько плохи, что опрокинули чашу весов Божественной справедливости против Иуды. После того, как Навуходоносор осадил город и отказался от этих сосудов, состояние целостности Иуды подошло к концу - ее святые сосуды были перенесены в плен, и началась совершенно новая глава в истории Иудеи.

Во втором стихе акцент переносится с действия Навуходоносора на Господа: если в первом стихе говорится о том, что Навуходоносор осадил Иерусалим, то во втором показана рука Господа в этом. Наглядным свидетельством этого является то, что Навуходоносор не завоевал Иудею собственной властью, а "Господь дал Иоакима, царя Иудейского, в его руку".

На иврите слово "Господь" означает "Адонай", на латыни - "Господин". Несмотря на то, что в Писаниях нет записи для слова "Адонай", часто используется термин "господин". Имя "Господь" описывает Божественное добро - любовь Господа, действующую в жизни людей (AC 2921). Книга "Божественная Любовь и Мудрость" поэтически описывает качество этой любви как "состоящее в том, что она должна быть чужой; чувствовать радость другого как радость в себе, то есть любящего" (Л. Рон Хаббард).DLW 47). Слово показывает любовь Господа во многих местах: от любви Он принял человеческую форму и спас человеческий род; от любви Он привел в порядок и небо, и ад; от любви Он открылся посредством Слова. Любовь является самим существом Господа; она является корнем и источником каждого Его поступка на протяжении веков. Слова "Господь отдал в руки Иоакима, царя Иудейского" показывают, что это было из любви Господа.

Господь не в наказание предал Иоакима в руку Навуходоносора, но чтобы показать, как Он приносит добро из злой ситуации. Если бы Он не делал этого ежедневно, вся основа нашего возрождения человечества была бы подорвана. Как только Иохоаким, представляющий жажду фальшивости, погрузится в любовь к себе, то есть к Навуходоносору, духовная жизнь людей закончится, если Господь не сможет схватить горку в ад и духовно реабилитировать нас.

Сосуды, удерживаемые в плену в храме вавилонского бога, - это изображение людей, по мере того, как они взрослеют, отворачиваются от того, чему научились в юности, и обнимают то, что привлекает их эгоистичную волю; они забывают о духовных вещах, которым научились в детстве. Эгоизм разрушает вкус к истине, и с этим разрушением люди постепенно теряют способность сопротивляться очарованию эгоизма. Так случилось, когда Навуходоносор осадил Иерусалим: эгоизм, присущий каждому человеку, в конце концов, превосходит понятия истины, уже ослабленные недостатком воли мыслить и действовать по истине - представленной Иоакимом. Эгоизм переносит сосуды храма; он подрывает то, что должно знакомить людей с поклонением Господу по другому делу: служение себе.

После постановки сцены в первых двух стихах книги, мы приходим к центральному герою истории: Сам Дэниел. Его вступление в историю заполняет основную часть первой главы. Стихи с трех до пяти переходят от Навуходоносора, царя-воина, к Даниилу, герою остальной части книги. На данный момент внимание по-прежнему сосредоточено на Навуходоносоре как администраторе. Его власть над Даниилом проявляется в этих стихах и указывает на власть пороков (Навуходоносора), проистекающих из эгоизма (вавилонского царя), над человеческой совестью и приверженностью истине, которую представляет Даниил. На этом этапе истории Даниил - беспомощный молодой человек на милость царя.

В духовном тексте Даниила - это присутствие Господа в людях, даже в их предвосхищенном состоянии, когда истина захвачена и доминирует эгоизмом и извращенным мышлением. Господь занимает центральное место во всей теме, как в буквальном, так и в духовном плане: Божественная Любовь непрестанно присутствует в человеческой жизни, постоянно стремясь отвратить людей от эгоизма к добру. Это великое учение Небесных Учений о том, что Господь никогда не нарушает состояние людей, а наоборот, склоняет их в пределах человеческой свободы и ответной реакции. Исторически сложилось так, что Он поместил Даниила в Вавилон, чтобы показать, как Он держит человеческую совесть живой, чтобы судить о действиях, указывать на ошибки, и, наконец, привести людей в Свое царство.

Войдите в Ашпеназ. Должность "хозяина евнухов" делает Ашпеназ высокопоставленным чиновником суда. Ему поручена важная задача подготовки еврейских пленных для дальнейшего использования в Вавилонском царстве. В этом качестве он представляет собой общую человеческую ситуацию: некоторые люди имеют способность казаться хорошими, хорошими, добрыми и честными, в то время как склонны выполнять некоторые скрытые, а часто и эгоистичные, повестки дня. Но Господь использует эти видимые качества добра, чтобы привести людей к истинной доброте. Во многих случаях регенерация - это скорее изменение мотивов людей, чем изменение действий.

Только некоторые мальчики были подходящими для такого рода подготовки Навуходоносора имели в виду: молодые люди не могли иметь никаких пятен, они должны быть красивыми, одаренными во всей мудрости, обладая знаниями, и быстро понять. Каждый из этих критериев описывает аспекты истин, которые Господь культивирует в людях для борьбы с эгоизмом.

Этих мальчиков кормили из королевского стола. Понятия "есть" и "пить" в Слове описывают впитывание добра и истины в жизнь людей. Когда люди едят пищу и пьют вино, они становятся их частью, ассимилируются в организм. Похожее происходит с добром и правдой на духовном уровне. Процесс познания или переживания чего-то хорошего или истинного очень похож на то, как люди едят и пьют: еда попадает в желудок, где переваривается, и становится частью духовной жизни человека.

Вавилон, символ крайнего эгоизма, диаметрально противоположен самому Господу. Навуходоносор, царь Вавилонский, олицетворяющий фальсификацию Слова из этого эгоизма, является противоположностью истины Господа, данной в Слове. Еда, которую он предлагал мальчикам, на духовном уровне подорвала бы всё, за что они стояли. Только невинность, определяемая как готовность следовать за Господом, живя по Его истине, может вывести людей из лап эгоизма; однако сама природа эгоизма может подорвать эту невинность и извратить истины. Это то, что описывает Навуходоносор, видимо, добрый поступок, давая мальчикам еду со своего собственного стола. Это становится понятно по его мотивам: "три года тренировок для них, чтобы в конце того времени они могли служить королю." Этот трехлетний период должен был привести к появлению слуг. Подрыв правды никогда не бывает быстрым процессом - люди проходят через годы мучений из ада, прежде чем полностью сдаться ему. Но если у них нет невинности, если пища для размышлений всегда была сосредоточена на эгоизме и лжи, то настанет время, когда сопротивление человека полностью прекратится, и этот человек будет служить нашему духовному Навуходоносору, вавилонскому царю.

Поэтому Даниил обратился к Ашпеназу за разрешением не есть королевские деликатесы. В буквальном смысле, это потребовало смелости. У Ашпеназа был большой авторитет, а Дэниел был простым пленником. Это мужество необходимо для духовных перемен. Когда внешние действия находятся в тисках ложных мыслей и рационализации от эгоизма, альтруизм легко подавлен. Нужно мужество, чтобы изменить мотивацию и действовать от истины, а не от лжи, особенно когда такое изменение мотивации требует очень незначительных внешних изменений в поведении. Тем не менее, это должно быть сделано, и поэтому Даниил обратился с просьбой.

Все усилия по наведению порядка благословлены Господом. Даниил набрался смелости попросить, и Бог привел Его в благосклонность и добрую волю. Имя Господа, используемое здесь, "Бог", показывает присутствие Божественной истины. Это имеет смысл, потому что Дэниел олицетворяет истину, влияющую на естественную жизнь людей. Это из Божественной истины, представленной в Слове. Без Божественной истины люди не понимают истины и остаются в лживости и эгоизме навсегда.

Когда Даниил обратился с просьбой, Ашпеназ испугался, что Даниил не будет процветать, как другие мальчики, и его, Ашпеназа, обвинят. Такова сущностная природа чисто внешнего блага: когда поведение хорошо без какого-либо духовного руля, направляющего его, люди оказываются ведомыми так же легко, как и истиной, лживостью. Люди, руководствуясь недуховным естественным добром, позволяют легко убедить себя в зле, ибо злые духи находятся в их стихии или восторге их жизни, когда они могут попасть в чужие желания; войдя в них, они очаровывают этого человека всякого рода злом (AC 5032:3).

Ашпеназ столкнулся с ситуацией: один из его многообещающих мальчиков отказался от королевской еды и вскоре может выглядеть хуже, чем другие мальчики. Это означает, что истина, бросающая вызов эгоизму, начинает терять свою привлекательность. Тем не менее, задача должна быть решена. Если бы люди так быстро поддались эгоистичным желаниям, их духовная жизнь быстро бы закончилась. Решение состоит в том, чтобы искать другую альтернативу, другое место, где правда может закрепиться в нашем сознании.

Дэниел обращается к "стюарду". Бывают моменты, когда внешнее поведение, хорошее, как может показаться, слишком тесно связано с эгоистичной волей, чтобы ответить на призыв истины. Иногда путь истины через сознание нужно начинать с внешнего, а зачастую и подчиненного, элемента нашей жизни - стюарда.

В какой-то степени, все люди проходят через этот процесс: перед регенерацией, мы мотивированы эгоизмом, но в то же время учимся истине, и в конце концов, учимся думать на основе истины и развивают к ней привязанность. Так Господь развивает в себе эгоистичную природу невосприимчивого человека. В конце концов, приняв утвердительный принцип и позволив истине влиять на наши действия, мы обнаруживаем, что меняемся к лучшему: удушение эгоизма на каждой грани нашей жизни начинает соскальзывать, и начинается медленный процесс освобождения. Но эта правда все еще на ранней стадии. В первых состояниях регенерации, более глубокие уровни нашего разума все еще находятся под контролем эгоизма и пороков из него. Навуходоносор все еще находится на своем троне, король самой могущественной империи в мире.

Эксперимент Даниила увенчался успехом, и последние стихи этой первой главы восхваляют мудрость четырех юношей. Истина, развитая и культивируемая в нашей жизни, обращается к нашему внутреннему чувству эгоизма - эгоист может гордиться интеллектом и мудростью. Это чудесная вещь, когда думаешь о хорошем и мудром. Это добродетели, которые человек может использовать в корыстных целях.

Но, как покажут будущие главы, начало совести заклинает конец жизни эгоизма. Это может занять много времени, как Даниил жил и трудился в Вавилоне много лет, но в конце концов совесть победит, а эгоизм будет изгнан.